×

Интересные результаты показал недавний социологический опрос – 13 – 17-летние хотят работать… Не космонавтами, конечно, но и не банкирами, не программистами, не начальниками. Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать продавцами, официантами, кассирами, курьерами, барменами.

Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это профессии сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка или поколесить по городу с коробом за спиной. А еще есть риски (та же недостача), да и заработок не сказать чтоб завидный. Кассиром на свое жилье, например, не заработать. Неужели молодежь этого не понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же опроса мечтают о высоком доходе.

Спросила коллег, у кого тоже подростки: как, мол, у ваших с карьерными устремлениями? У одной 16-летний сын тоже собрался в кассиры – в интересный магазин для хобби. У другой 13-летка заявил: «Буду писателем». «Я ему: может, сначала получишь более стабильную профессию, а уж потом творить будешь? Фыркает в ответ, – кипятится мама. – А я не готова тащить на себе будущего Льва Толстого, пока не прославится!» У третьей дочь решила, что ее призвание – быть аниматором. Но той только 8.

– Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии – о мире и о себе, – говорит руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина. – Развеять их могут помочь взрослые.

А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор – когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать информацию, анализировать.

Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, – что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте, советует эксперт.

А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове сложилось романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру.

– Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не станет тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… – говорит Мария Чередилина.

Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии?

– Классическая формула выбора – «хочу, могу, надо», – объяснила собеседница. – Мы анализируем: «хочу» – это мои желания, мечты, интересы. «Могу» – способности, склонности, успешность – где я хорош. «Надо» – то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область – так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья.

Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А еще – чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами или алкоголем, значит косвенно помогать кому-то губить себя вредными привычками.

Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других), профессии служения – военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не очень высокие зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей – это тоже выбор.

Главное – чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы.

Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя.

Есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Есть, например, общее направление – медицина, а внутри много разных позиций – от медсестры до научных сотрудников.

Также есть консультации профориентологов – индивидуальные и групповые, специальные игры, диагностики, профпробы, тренинги, стажировки. В Москве их можно найти, например, при центрах «Моя работа», а также онлайн.

 

Источник: https://www.kp.ru/daily/27646/4997753/

Автор

arina-mich@yandex.ru

Похожие записи

#ВместеЯрче – 2024

Вопросы энергосбережения являются неотъемлемой частью экологического воспитания. От того, как каждый из нас будет потреблять, использовать природные ресурсы, зависит будущее нашей планеты...

Читать полностью

Поделки для наших мам

Учащиеся творческого объединения “Юный столяр” (руководитель – С.В. Галушкин) готовят подарки для любимых мам!  

Читать полностью

Наследники традиций

☺Стартовал новый сезон региональной сетевой школы проектно-исследовательских технологий в сфере краеведения «Наследники традиций»! ✅Мичуринский муниципальный округ представляют учащиеся Дома детского творчества. 🎓Совместно...

Читать полностью

Волшебные ладошки

Одним из самых интересных и завораживающих нетрадиционных способов рисования является рисование при помощи ладошек. Именно эту технику и освоили юные художники творческого...

Читать полностью

Технология и физика в Лего

Учащиеся творческого объединения “Лего” приступили к конструированию машины с электроприводом из набора LEGO Education «Технология и физика».

Читать полностью

Голос России

От всей души поздравляем солистку вокально-хореографической студии “Мелодайн” Анастасию Бывшеву с очередной творческой победой во Всероссийском вокальном конкурсе “Голос России”! Настя, продолжай...

Читать полностью